Медиафорум питерской Вышки. День 2

Рассказываю о втором дне Медиафорума. В этот раз я весь день сидела в секции журналистики. Есть ещё пост о первом дне.

«Это на каком языке? Канцелярит, новояз и феминитивы в российских медиа» (Евгения Захаркова, «Бумага»)

Канцелярит

• Канцелярит — пассивные конструкции, отсутствие глаголов;
• Особенно любят пиарщики;
• Почему канцелярит используют, хотя все понимают, что это тупо:
— желание выглядеть солиднее (никто не поймёт и будет круто)
— нехватка времени и лень: часто канцелярит проникает из пресс-релизов и официальных документов;

Новояз

• Термин появился в романе Оруэлла «1984». К журналистике его применил Максим Кронгауз;
• Новояз — не успевшие адаптироваться слова
• Откуда берётся новояз:
— слова, у которых нет аналогов (например, селфи);
— слова, которые проникают в СМИ из переводов и других СМИ;
• Великая митбольная война;
• Новояз вызывает возмущение из-за ассоциации с определёнными социальными группами (например, хипстерами);
• Почему используется новояз:
— желание быть модными;
— нехватка времени или лень;

Феминитивы

• Большинство российских журналистов о них не знают. Зато знает русский фейсбук;
• Претензии к феминитивам:
— мужской род «серьёзнее»;
— феминитивы коверкают русский язык;
— феминитивы — это радикальный феминизм;
• Феминитивы зачастую помогают писать по-русски («журналист сказала», «муж юриста сообщил СМИ»)

«Журналистика в интернете: кек, зашквар и котики» (Алёна Анисимова, «Собака»)

Лекция Алёны мне понравилась. Поначалу было заметно, как у неё дрожал голос, но потом она стала увереннее.

• В публикации важно соблюсти баланс: бренд+трафик;
• Бренд:
— кто ваша аудитория?
— как она говорит?
— что ей интересно?
— как её расширить?
Пример: проект #блокадныепортреты
Пример: Интервью с Борисом Павловичем про проект «Квартира». Заголовок: Как экс-коммуналку в Петербурге превратили в театр, где играют люди с аутизмом
• Трафик:
— контент, который его принесёт;
— форма, в которую упакована информация;
• Собака.ру — единственное издание, где Навальный дважды был на обложке;
• Люди любят тесты;
• Темы, которые принесут трафик, не всегда очевидны. Самый читаемый материал на сайте Собаки.ру в прошлом году — интервью Татьяны Черниговской;
• Формы, чтобы упаковать информацию (помимо очевидных жанров):
— тесты;
— тексты-объяснения;
— чаты мессенджеров;
— игра с героем вместо традиционного интервью;
— карта ;
— списки;
• Инструменты:
— Playbuzz для тестов, чатов и тд
— Google Maps;
• Как писать для интернета?
— кто ясно мыслит, тот ясно излагает;
— убирать всё лишнее;
— избегать канцелярита;
• Что делать, чтобы лучше писать
— больше читать. Воспитывать в себе чувство языка;
— больше писать. Например, завести блог о том, что вам интересно;
• Как писать заголовки для интернета
— Чёткие формулировки без лишней воды и с фактами вместо оценок. Тем не менее, оценки — это не всегда плохо: «Знакомьтесь, Ольга Глазова — гусляр, которой восхищаются БГ и Гнойный»;
— Привлечь читателя тем, что ему интересно
Пример: «От Цоя до рейвов: за что любить 1990-е?»
• Как преодолеть боязнь чистого листа? (Андрей Васильев, «Коммерсант»)
— Сформулировать для себя, зачем вы это пишете;
— Продумать структуру (кто, что, когда, где, почему и как);
— Наполнить готовую структуру фактурой;

«Интервью: лекция или допрос?» (Анна Щербакова, «Ведомости»)

Самая классная лекция. Нужно было много думать и мало записывать.

• Тяжёлая журналистская судьба занесла вас в офис компании РусАл...
• «Часто приглашаете Приходько на свою яхту?»
• Может быть, вы будете работать в холдинге «Лайф». Я вам искренне этого не желаю...
• Вопросы должны подталкивать к сложному ответу;
• Наврать на прямо поставленный вопрос сложно;
• Как выбрать собеседника:
— есть заметные достижения;
— экспертный уровень в своём деле;
— много знает и готов делиться информацией;
— не давал интервью конкурентам неделю/месяц назад;
• Посылайте примерные темы, чтобы респондент мог подготовиться, но не посылайте конкретные вопросы;
• Вопросов должно быть много
• — Губернатора нельзя перебивать.
— Вам — нельзя, а мне положено.
• Формы интервью:
— лекция;
— диалог;
— поединок;
— экзамен (идеальный случай);
— soft-допрос;
• Из чего состоит интервью: личность, откровенный разговор, мнение+информация
• Ключ к откровенности: тщательная подготовка, небанальные вопросы, искренний интерес к теме, много вопросов;
• Что должно быть в интервью: новая информация, оценки, широкий кругозор, эмоции, mot (красивые выражения и слова);
• Можно: перефразировать вопрос, переформулировать ответ (редактура), менять местами части, уточнять детали (согласование);
Нельзя: повторять вопрос дважды, придумывать ответы, брать из других СМИ, обещать, когда выйдет интервью;
• Журналист должен: уточнять непонятное, сомнительное; проверять информацию (особенно про конкурентов); записывать интервью; согласовывать текст;
• работа над интервью: подготовка → разговор (съёмка) → расшифровка → редактура → согласование (борьба, споры) → редактура ещё раз → публикация;
• Когда респондент врёт («маленькая няшка»): много общих слов и мало конкретного; реже упоминает рост ценности для акционеров; больше превосходных степеней и преувеличений; «они» вместо «я»; много «эээээ» и «нууууу»; ругается;
• I’m a woman, after all!

Поделиться
Отправить
Запинить
2018  
Популярное