Пришла и написала

Конспект: «Записки сексолога» (Л. Щеглов)

«Записки сексолога» — это книга, в которой Л. Щеглов простым языком рассказывает, как пришёл к своей профессии, объясняет основные термины и положения в сексологии, а также делится опытом и приводит забавные (и не очень) случаи из своей практики. Книга разделена на пять частей.

I. «Профессия — сексолог» — воспоминания автора о том, почему он выбрал сексологию, и краткий экскурс в историю советской и российской сексологии.
II. «Секс, общество, культура» — секс в социокультурном контексте, определение понятия «нормы», взаимосвязь сексологии с психологией и психиатрией и развенчание дурацких мифов.
III. «О неврозах» — самая интересная для меня глава. Меньше всего непосредственно о сексе и больше всего — о психике.
IV. «Отклонения» — в одну категорию почему-то попали гомосексуальность, трансгендерность и садомазохизм.
V. «Слово о любви» — глава о том, что такое любовь и почему она имеет такое большое значение для отношений.

Мне понравилось, как Щеглов тесно связывает сексологию и психологию. В обществе, где даже само слово «секс» считается непристойным и произносится с придыханием, говорить на такие темы открыто — почти что вызов. Сексуальные отношения часто отделяют от других компонентов психического здоровья человека. Щеглов показывает ошибочность такого подхода.

Не понравился откровенно обывательский взгляд автора на некоторые вопросы. Согласитесь, что называть гомосексуалов «педерастами» и «голубыми» не только грубо, но и просто непрофессионально. Приплетать в качестве примера Ивана Дулина из «Нашей Раши» — тоже.

Хайлайты

  • • Сексуальную жизнь людей трудно даже ассоциировать с идеологическим инакомыслием. Ан нет. Не зря по приказу советских вождей из фильмов вырезали малейшие проявления эротизма. Секс — область, где человек свободен, где есть место творчеству, фантазии, свободному выбору. А где свобода — там и до бунта рукой подать.
  • • Впечатленный историями о «лечении» диссидентов в психиатрических клиниках, я на каком-то научном семинаре задал вопрос:
    — Как нам следует относиться к немецким антифашистам? Ведь они тоже противостояли режиму!
    Мне предложили покинуть мероприятие.
  • • Первый пациент — это как первая любовь. Наверное, ни один доктор никогда не забудет своего первого больного.
  • • Секс у нас есть!
  • • Сексуальные отношения — это бескрайняя вселенная, где можно реализовать себя и показать свое отношение к партнеру. Близость — разговор двоих, который может быть гармоничным и раздражающим, грубым и нежным, интересным и скучным. Через него можно показать свою ненависть или любовь.
  • • Незнание порождает мифы — и повышает прибыли.
  • • Гармония в сексуальной жизни приобретается.
  • • Диапазон приемлемости — термин, который введен для того, чтобы сопоставить в определенном диапазоне все то, что для себя считает допустимым и нормальным в сексе мужчина, с теми же представлениями женщины.
  • • Одна из самых глубоких тайн пьющей России — почему столько профессиональных водителей страдает алкоголизмом? и как им удается удержаться на работе?
  • • Три категории неврозов:
    Неврастения (нервная слабость) — нет сил, но все равно хочу.
    Истерия (истерический невроз) — нельзя, стыдно, неприлично, даже непорядочно, но всё равно хочу.
    Невроз навязчивых состояний (невроз навязчивостей) — не могу решиться, но всё равно хочу.
  • • А теперь представим себе такую картину. Двое мужчин заперлись в комнате. В замочную скважину за ними подсматривает милиционер. Он наготове. Но пока только один из партнеров делает минет другому. Это не мужеложство. Милиционер стоит тихо как мышка. Но тут они переходят непосредственно к акту. И милиционер с криком: «Именем закона! Всем оставаться на своих местах!» — врывается в комнату, ибо наконец-то он стал свидетелем мужеложства, то есть преступления.
  • Эрос. В этом виде любви эротический компонент — определяющий. Это любовь-страсть.
    Людус. Любовь-игра. Именно забава, развлечение — главный компонент таких отношений. Главное — чтоб было весело, забавно, «прикольно», как сейчас любят говорить, чтоб один не нагружал другого своими проблемами. О глубоких чувствах говорить не приходится — отношения весьма поверхностны.
     Сторге. Любовь-дружба. Здесь важнее всего надежность партнера, его готовность оказать помощь в трудную минуту. Партнеры глубоко вовлечены в проблемы друг друга. Каждый уверен в том, что второй его не предаст, не бросит.
     Прагма. Любовь по расчету. Имеется в виду не только денежный расчет. Расчет в любви — это умение составить список достоинств, которыми должен обладать будущий партнер. В сей перечень совершенно не обязательно входит богатство.
    Мания. Любовь-одержимость, вплоть до помешательства. Помните знаменитый цвейговский амок, когда герою кажется, что им овладела непреодолимая сила?
    Агапе. Любовь-поклонение, любовь-восхищение. Это редкий случай в рамках нашей сегодняшней культуры. Нормальная реакция на замужество любимой у человека, который так любит, выглядит следующим образом: «Она вышла замуж. Какое счастье! Надеюсь, она проживет много радостных лет со своим избранником».

Почитать по теме

«Вместо полового воспитания — половой разврат». Почему в России нет сексуального просвещения в школах. Репортаж «Медузы»

13 сентября  

Der Himmel über Sankt Petersburg

Сегодня стояла под дождём и наблюдала через ограду, как маленький мальчик в жёлтом резиновом плаще катается на велосипеде — круг за кругом по мокрому асфальту.

Почему-то в детстве я не ощущала одиночество так остро, как сейчас; я помню, как первый раз проехалась на таком же трёхколёсном велосипеде (тоже, наверное, по мокрому асфальту — в Питере иначе не бывает) — это ощущение свободы и лёгкости, радости от чего-то нового. Нуждалась ли я в ком-то? Да нет. Я вообще почти не думала о других людях. Нужно было много чего узнать, увидеть, почувствовать. В первый раз надеть резиновый плащ, в первый раз прокатиться на велосипеде, в первый раз попасть под дождь, в первый раз задрать голову и посмотреть в серое небо.

В детстве всё проходит легче, потому что ребёнок не понимает, что ему должно стать больно. Дедушка не умер — он просто ушёл; мой велосипед сломался — ну и что, в мире есть много таких же; у меня нет друзей — а зачем они мне, если я могу играть одна?

Сейчас я чувствую одиночество практически постоянно. Стараюсь не возвращаться домой, пока не буду падать с ног от усталости, каждые две минуты проверяю, не написал ли мне кто-нибудь (и очень разочаровываюсь, когда вижу СМС-ку от банка или какой-нибудь код подтверждения), ищу встреч, пишу и звоню невпопад, когда остаюсь одна — включаю «Фрэнки-шоу», или лекции, или подкасты, или радио — лишь бы не оставаться одной, наедине со своими мыслями. Одиночество ощущается как какая-то чёрная дыра между рёбер. Я забываю надеть куртку, когда выхожу на улицу, медленно соображаю, чувствую себя виноватой, когда говорю кому-то, что мне одиноко.

Я давно не катаюсь на велосипеде, не ношу резиновый плащ и не смотрю на небо. Только иногда, как Джеп Гамбарделла из фильма Соррентино, чувствую вспышки красоты: когда, лёжа на заднем сидении нашей машины и смотря в окно, вдруг замечаю Полярную звезду; когда бледный утренний свет проникает в комнату сквозь занавески; когда иду по набережной и наблюдаю, как серые волны накатывают друг на друга. Я не думаю ни о чём, просто ощущаю себя частью какого-то вселенского порядка.

Я очень хочу узнать мир заново.

31 августа  
28 августа  

Не ешьте кактус

Это мои кактусы. Они стоят на подоконнике, фотосинтезируют и никому не причиняют вреда.

Был такой бородатый анекдот про мышей, которые плакали, кололись, но продолжали грызть кактус. Многие люди тоже почему-то любят этим заниматься — в фигуральном смысле. Есть кактусы — больно, горько, а иногда и просто опасно. Но почему-то и мыши, и люди продолжают это делать.

Люди тратят время и силы на то, что им неприятно: ходят на нелюбимую работу, живут в состоянии перманентного конфликта с близкими, делают вид, что не замечают, как соседи сверху устраивают шумные вечеринки каждую ночь с пятницы на субботу. Они, как мышки из анекдота, терпят. Обещают, что вот со следующего месяца-то начнут зависать на Хедхантере — искать работу мечты, жалуются в телефонных разговорах, как им тяжело, покупают беруши, которые всё равно не помогают, и часами лежат без сна.

А потом — срываются.

Бросают работу, разрывают отношения, приходят к соседям с монтировкой. Терпеть до последнего — неправильно. Эмоциональное перенапряжение приводит к бо́льшему стрессу.

Нельзя полностью избавиться от неприятных ощущений. В книге главреда W-O-S Е. Хориковой «Как начать жить и не облажаться» есть хорошая мысль на эту тему: «Боль в разумных пределах — это жизнь». Но можно минимизировать нервотрёпку. Не ждите, пока дело пройдёт точку бифуркации. Отказывайтесь от работы, на которой вам заведомо будет скучно, говорите с родными о том, что вам не нравится в них, договоритесь с соседями, чтобы они не шумели.

Берегите себя.

10 августа  

Собеседование на медиакоммуникации в ВШЭ. Часть 2

В предыдущем посте я рассказала о том, как сама проходила собеседование. Сейчас я дам несколько советов о том, как готовиться и как вести себя на собеседовании.

Как готовиться

Расширять кругозор

Чтобы пройти собеседование, абитуриент должен продемонстрировать высокий общекультурный уровень. Это не значит, что от семнадцатилетнего подростка будут требовать знаний кандидата наук по культурологии. Нужно просто знать о мире немного больше, чем учат в школе. Я читала статьи и смотрела лекции на Arzamas, «Постнауке», «Магистерии», TED, Ted-Ed и Serious Science.

Не обязательно глубоко разбираться сразу в музыке, театре, живописи, литературе и истории. Собеседование длится всего около 10 минут. Исследуйте те темы, которые действительно вам интересны. Интервьюеры будут задавать вопросы в зависимости от ваших собственных слов. Например, если вы скажете, что интересуетесь живописью эпохи модернизма, у вас могут спросить, какие отличительные черты можно выделить в этом направлении, кто ваш любимый художник, на какие выставки вы ходите, и прочее.

Следить за медиапространством

Каждый день читайте новости. Желательно следить сразу за несколькими источниками (например, Meduza, TJ, РБК и Лента.ру). Это нужно для того, чтобы иметь доступ к разным точкам зрения. Кроме того, в каком-то из изданий могут сообщить новые подробности.

Сформируйте список СМИ, за которыми вы следите постоянно. Например, я читаю Wonderzine, Newtonew, «Мел», The Village, «Бумагу», «Медузу», «Батенька, да вы трансформер», «Теории и практики», «Горький», TJ, «Тинькофф-журнал» и Republic. Очень желательно знать фамилии главредов этих изданий, да и вообще интересоваться персоналиями в сфере медиа.

Собирать портфолио

Портфолио может принести 5 баллов, поэтому игнорировать его не стоит. Это могут быть не только статьи, но и вообще что угодно. Можно проходить онлайн-курсы от Вышки (и не только) на «Курсере» и «Открытом образовании» и класть в портфолио сертификаты. Я проходила курс «История и теория медиа». Ещё можно вести блог, заниматься фотографией, делать лонгриды и другие мультимедийные проекты.

Если вы учитесь в школе, есть возможность поучаствовать в конкурсе «Высший пилотаж». Даже если вы (как я) облажаетесь и не пройдёте на очный этап, вы всё равно получите полезный опыт: жюри оценит вашу работу и расскажет о её недостатках и достоинствах. Проект, который вы делали для «Высшего пилотажа», можно также предъявить в портфолио.

Почитать по теме

Регламент проведения вступительного испытания творческой направленности по образовательной программе «Медиакоммуникации»
Как пройти собеседование на журфак и медиаком? — The Вышка
Пост в группе для абитуриентов HSE CMD FRESHMEN’17

Как вести себя на собеседовании

Рассказать, зачем вы пришли

После того, как представитесь, расскажите, почему хотите работать в медиа и почему выбрали факультет медиакоммуникаций в Вышке. Этот рассказ задаст тон собеседованию; дальше вам будут задавать вопросы, исходя из ваших слов.

На устном туре мне сделали замечание, потому что я начала говорить о том, почему не выбрала другое место, и ударилась в рассуждения о том, почему в России и в Питере в частности всё так плохо с образованием в области медиа. Так делать не надо. Помните, что собеседование длится всего около десяти минут.

Предъявить портфолио

Желательно достать его ещё в аудитории ожидания, чтобы не возиться в комиссии. Если вы принесли что-то на ноутбуке, сразу подключитесь к Вышкинскому вайфаю. Я дрожащими пальцами набирала пароль перед комиссией и тратила время.

Показать, чем вы интересуетесь

Если вы скажете, что интересуетесь хоккеем, комиссия будет задавать вам вопросы про хоккей. Говорите о том, в чём вы действительно разбираетесь, потому что именно об этом вас будут спрашивать.

Ещё раз вспомнить свою письменную работу

Вместе с вами в аудиторию отправляется ваша письменная работа: рецензия и аннотация. Комиссия может задать вопросы по ней, так что если вы, как я, упомянули в рецензии слова «многопоточность» и «кроссплатформенность», не зная их смысла, лучше погуглить заранее.

Не волноваться

Постарайтесь успокоиться перед тем, как войдёте в аудиторию. Задача собеседования — оценить ваши знания, общекультурный уровень, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а не выпихнуть вас с бюджетного места любой ценой. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, честно признайтесь в этом и предложите поговорить на другую тему.

Удачи!

25 июля  

Собеседование на медиакоммуникации в ВШЭ. Часть 1

В пятницу, 21 июля, я проходила собеседование на факультет медиакоммуникаций в ВШЭ. Вчера пришли результаты — я получила 30 баллов из 30. В этом посте поделюсь своим опытом.

Я приехала на первом утреннем «Сапсане» в 9:10 утра. Уже в 9:40 я стояла у Вышки. Собеседование начиналось в 11:00. У дверей уже собралась небольшая группка страждущих. Я невольно прислушалась к разговорам: многие из абитуриентов медиакома проходили собеседование на журфак Вышки, делились своими впечатлениями и обсуждали возможные вопросы. Поначалу я переживала, что мой кругозор может оказаться недостаточно широким, но несколько успокоилась после того, как девушки рядом со мной уверенно заявили, что Вильнюс — столица Латвии, а Рига, соответственно, столица Литвы.

В 10:00 нас проводили в аудитории ожидания. Их было две или три, что вносило некоторую путаницу, когда нас вызывали в комиссию. Забирали по два-три человека каждые десять-пятнадцать минут. Я ждала около двух часов.

Я принесла портфолио: шесть моих статей в печатном виде и ноутбук с открытым блогом и хипстокартой Петербурга. На титульном листе над своим именем я написала «здесь могла быть ваша реклама»; комиссии этот ход очень понравился.

Когда меня вызвали на собеседование, я волновалась настолько заметно, что первые полминуты меня уговаривали успокоиться. В комиссии было четыре человека: один записывал разговор на диктофон, двое задавали вопросы и один — для красоты. Интервьюеры в моём случае работали по принципу «добрый полицейский — злой полицейский»: один начинал разговор и задавал общие вопросы, а второй пытался меня подловить на мелочах (и даже получалось).

Я начала беседу с рассказа о себе. Комиссия сделала мне замечание за то, что я начала говорить не о том, почему пришла на медиаком, а почему не пошла в другое место.

Тему разговора меняли трижды. Сначала меня спросили, каких медиаменеджеров я знаю. Я начала рассказывать об Антоне Носике. Я знаю о его деятельности достаточно много, но обронила неосторожную фразу о том, что не следила за его проектами целенаправленно. Комиссия решила, что у меня недостаточно знаний по этой теме. Затем мне задали вопрос о том, какие телепередачи я смотрю. Я честно призналась, что телевизор не смотрю уже года два. На этом этапе я почувствовала, что мы теряем пациента: второй интервьюер начал спрашивать меня о том, почему у ТВ до сих пор такая большая аудитория, если есть интернет. По его лицу я поняла, что мои доводы его не убедили. Первый интервьюер поспешил сменить тему, когда почувствовал, что я не могу ничего сказать. Он спросил, какой у меня любимый художник; я назвала Густава Климта. Потом мне нужно было сказать, к какому художественному направлению он принадлежал, назвать несколько представителей того же стиля и оценить, насколько его работы актуальны в современном медиапространстве.

Когда собеседование закончилось, я... не почувствовала ничего. Мандраж продолжал накрывать удушливой волной, хотя я осознавала, что всё позади. Мне пришлось вернуться за рюкзаком, потому что я забыла его на стуле в комиссии.

В следующем посте расскажу, как нужно готовиться и что делать не надо ни в коем случае (маленький спойлер: волноваться строго запрещено).

23 июля  

В споре двух культур

От Питера до Москвы — 706 километров, час на самолёте, 4 часа на «Сапсане», 9 — на «Мегаполисе», 10 — на машине, 6 суток пешком. За этот год я преодолела 9884 километра и провела несчётное количество часов в пути; в последний раз обратно пришлось ехать в вагоне-ресторане, потому что до своего я не успела добежать: поезд уже отходил.

Я перестала воспринимать путь из Москвы в Питер и обратно как путешествие, как будто не было всех этих тысяч километров и десятков часов. У меня есть «Тройка», я почти свободно ориентируюсь в московском метро, а в последний раз сама смогла пройти от станции МЦК Соколиная Гора до Кирпичной улицы, где был экзамен, и ни разу не потеряться. Я больше не чувствую себя чужой здесь.

В Москве меня нашла рутина.

Когда я приезжала раньше, у меня не было будничных дел. Были великие свершения: встретиться с друзьями, завести парочку новых, где-то выступить, пройтись Музеону, увидеть Третьяковку и потом долго и восхищённо рассказывать о том, что со мной случилось. Сейчас я быстро бегу по ступеням подземного перехода вниз на Комсомольскую, не оглядываясь по сторонам. В голове беспорядочно роятся мысли, и я жалею, что не взяла ежедневник: подать документы, сфотографироваться, получить пропуск, написать экзамен, положить деньги на «Тройку», чёрт, чёрт, чёрт, почему на телефоне всего 40% зарядки. Арбат, Лефортово и Дорогомилово — это всего лишь Арбат, Лефортово и Дорогомилово, а не части иного, волшебного и интересного мира. Когда я приезжаю в Питер, Google Maps и «Яндекс-Метро» автоматически переносят меня в Москву, а Gismeteo уже даже перестаёт предлагать мне посмотреть погоду здесь.

Несколько месяцев назад у меня появилось смутное ощущение, что я живу на два города. Сейчас даже С. надоело шутить про мои поездки в Москву, а я во сне слышу стук колёс о рельсы.

Я как никогда хорошо понимаю цветаевское «Мне совершенно всё равно — / Где совершенно одинокой / Быть ...».

15 июля  

Слабость — это

Мне не доставляет удовольствия быть слабой.

Как-то раз в апреле я не смогла открыть дверь парадной, когда уходила от репетитора — просто не хватило сил. Н.И. спустился ко мне, чтобы помочь. На прощание он сказал мне с улыбкой: «Женщина должна быть хрупкой».

Ещё однажды, когда я решала вариант ЕГЭ по английскому, мне попался текст про приготовление устриц. Там описывалось, как их живыми бросают в кипящую воду. Я почему-то заплакала: мне стало жалко этих устриц, которые наверняка даже не осознают, что такое боль и смерть. Когда я рассказала об этом другу, он ответил, что моя чувствительность — это мило.

Таких случаев было много. Я не могла донести до класса пакет с учебниками; с визгами убегала от собственного кота, пытающегося меня поцарапать; плакала из-за того, что кто-то рядом ссорится. Всегда находились люди, которые забирали у меня учебники, ловили кота и утирали слёзы бумажным платком. При этом всегда рефреном звучало, что моя слабость — это атрибут женственности. Женщина должна быть слабой — во всех смыслах, чтобы нашёлся герой, который ей поможет. Я благодарна за всё. Но мне очень хочется прояснить одну вещь:

слабость — это не мило

Женщина может позволить себе быть слабой только в идеальном мире, где окружающие всегда готовы прийти на помощь. Но, как это ни банально, наш мир — это жестокое и несправедливое место. Я только учусь быть сильной, и пока получается не очень хорошо. Со стороны, наверное, это действительно смотрится очень забавно: ну как можно остаться равнодушным, когда девушка, смешно кряхтя, подпрыгивает, чтобы достать книгу с верхней полки, или расстраивается из-за того, что лошадкам в зоопарке очень тесно в вольере? Но моя слабость — это не фетиш. Моя слабость — это мой недостаток.

Общество говорит, что для женщины это нормально, что слабой быть можно и нужно. Все эти маленькие традиции и ритуалы — подать пальто, открыть дверь перед дамой — учат, что женщина должна показать свою хрупкость и слабость, дать мужчине почувствовать силу. Но в то же время с серьёзными трудностями женщина должна справляться сама, не показывая страданий.

Я стараюсь стать сильнее, и поэтому меня так задевает возведение женской слабости в культ. Я боюсь, что однажды мои проблемы станут гораздо серьёзнее, чем тяжёлые двери и умирающие устрицы. И тогда рядом со мной не окажется никого, кто будет готов помочь. Каждый умирает в одиночку, правильно?

Всё это не значит, что я не хочу, чтобы передо мной открывали двери и убеждали, что устрицы слишком тупы, чтобы осознать момент смерти. Я хочу, чтобы во мне перестали замечать только слабость.

Учитесь быть сильными.

10 июля  

05:23

Сегодня впервые за несколько месяцев проснулась в пять утра.

В глаза бьёт солнце, и я чувствую себя чище и естественнее, как буддийский монах, встающий с рассветом. Мне стало тяжело просыпаться в последние месяцы; мне вообще стало тяжело в последние месяцы, и каждый день я встаю, понимая, что это не закончится. Жизнь стала бременем. И глупость таких мыслей осознаёшь только ранним утром.

В пять утра проблемы извне не успевают настичь: наверное, боятся тишины вокруг. В мыслях — дзэнская пустота. Я прислушиваюсь к тиканью будильника. В коридоре тихо жужжит холодильник. Больше вокруг нет ничего, только свет из окна и утренний холодок.

«Чёрные тучи закрыли луну» — так в одной притче объяснили, что такое дзэн. Сейчас я близка к пониманию — наверное, потому, что сознание ещё не проснулось и не успело придать происходящему со мной лишние смыслы. А пока что я смотрю на тёмные дождевые облака на голубом летнем небе и понимаю, что это. Тёмные дождевые облака на голубом летнем небе, ни больше и ни меньше.

Я уже чувствую смутную тревогу. Но пока что — на часах пять утра, тёмные дождевые облака на голубом летнем небе, внутри пусто и чисто. Я одна.

6 июля  

Хей!

Я снова с вами!

27 июня  
Ctrl + ↓ Ранее